ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ СИТУАЦИИ
К явлениям, формирующим особую ситуацию, относятся все прямые воздействия на систему «Э — ВС» и условия ее функционирования. На основе структуры и связей АТС можно определить эти воздействия по элементам (подсистемам) авиационной транспортной системы, которые характеризуются (рис. 12): внутренними свойствами системы «Э — ВС», связанными с функциональной эффективностью экипажа и функциональной эффективностью ВС; эффективностью УВД; функциональной эффективностью назем — _ных служб обеспечения полета; уровнем воздействий
Рис. 13. Развитие ситуации |
внесистемных факторов (внешних условий); параметрами движения и положением ВС в пространстве.
В хронологической последовательности развития особой ситуации, завершающейся АП, имеют место, как правило, несколько последовательных этапов: усложнение условий полета, возникновение сложной ситуации, переход сложной ситуации в аварийную, переход аварийной ситуации в катастрофическую (рис. 13).
Для системы «Э — ВС» характерно, что в подавляющем большинстве случаев имеют место те или иные отклонения от оптимальных значений не одного, а нескольких параметров. При отклонении одного параметра предельно допустимым будет одно значение, а при наличии одновременных отклонений по нескольким параметрам оно будет тем меньше, чем больше число таких отклонений и чем больше его значимость с точки зрения влияния на БП. Для системы «Э — ВС» целесообразно рассматривать выход за пределы допустимых значений некоторого интегрального показателя, учитывающего структурное и функциональное состояние системы и фактические
условия эксплуатации. ВС. Интегральный показатель в этом случае — «особая ситуация».
Анализ АП и ПАП свидетельствует, что в большинстве случаев в процессе развития АП происходят события, последовательно усложняющие ситуацию, что вызывает необходимость установления единых положений для систематизации событий и их причин.
Предыдущее событие по отношению к последующему, им вызванному, рассматривается как причина. В .процессе развития отрицательного явления, которое завершается АП, в общем случае могут иметь место несколько причин, последовательно усложняющих ситуацию и в итоге приводящих к АП. Ими могут быть следующие причины: различные отклонения, возникновение сложной ситуации, переход сложной ситуации в аварийную и катастрофическую.
По отношению к АП могут быть выделены: пер
вичная, главная и непосредственная причины. Первичной является причина (или группа причин), вызывающая сложную ситуацию. Главная — это та причина, которая в данной ситуации делает АП практически неизбежным. Непосредственной причиной АП является та, которая влечет за собой разрушение ВС или гибель людей, находящихся на его борту. Несмотря на повторяемость особых ситуаций, в каждом конкретном случае ее возникновение и развитие, имеет свой специфический характер.